4.5.ТМК на мировом трубном рынке

ТМК в 2015 году поставила клиентам 3 871 тыс. тонн труб, что на 12% ниже показателя 2014 года. Изменение обусловлено значительным снижением объема продаж в Американском дивизионе в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой в США.

Продуктовый портфель 2015 г.
Продажа по отраслям 2015 г.


С 2009 года мы являемся мировым лидером по производству стальных труб. Основным направлением деятельности для нас является производство продукции для нефтегазовой отрасли. Компания имеет производственные мощности в странах, на которые приходится 81% мирового объема бурения (США, Россия, страны Ближнего Востока, Канада). Трубы нефтегазового сортамента составляют 78% в общем объеме наших продаж.

Значительный объём нашей продукции поставляется крупнейшим российским нефтегазовым компаниям, таким как Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз, Лукойл, Транснефть и Газпромнефть.

Доля продаж в адрес 5 крупнейших покупателей продукции ТМК увеличилась с 32% в 2014 году до 39% от общего объёма реализованной продукции в 2015 году. Такое изменение продаж в разрезе потребителей связано со снижением объемов поставок на рынок США вследствие слабого спроса и неблагоприятной ценовой конъюнктурой на американском трубном рынке. В таких условиях мы наращивали поставки трубной продукции ключевым потребителям в России. В частности, Роснефть повысила спрос на трубы OCTG в связи с ростом объемов разведочного и эксплуатационного бурения, а Газпром — на ТБД благодаря развитию крупных инфраструктурных проектов и принятой компанией программе импортозамещения.

При этом доля в объеме реализованной продукции нашего крупного клиента Bourland and Leverich — ведущего американского дистрибьютора премиальной продукции нефтегазового сортамента — сократилась вследствие низкого спроса на рынке.

Мы осуществляем поставки нашей продукции более чем в 80 стран мира. Этому способствует разветвленная сеть дилеров и официальных представительств Компании по всему миру. В 2015 году продажи на российском рынке составили 66% от общего объема выручки, на американском — 22%, на европейском — 7%. Наша доля продаж на российском рынке выросла прежде всего в связи со значительным ростом спроса на ТБД, а на американском, напротив, снизилась вследствие низкого спроса на трубы OCTG и неблагоприятной ценовой конъюнктуры. На страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии пришлось 5% выручки. Географическая диверсификация наших активов и продаж позволяет нам минимизировать риски и неопределенности и использовать преимущества каждого рынка.

Продажи в разрезе потребителей 2015 г.
Продажи в разрезе потребителей 2014 г.


География продаж ТМК 2015 г.
(доли выручки),
%
География продаж ТМК 2014 г.
(доли выручки),
%


Динамика продаж труб ТМК по дивизионам, тыс. тонн

РОССИЙСКИЙ ДИВИЗИОН АМЕРИКАНСКИЙ ДИВИЗИОН ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИВИЗИОН
2015 2014 % изм. 2015 2014 % изм. 2015 2014 % изм.
ТРУБЫ ВСЕГО, В Т.Ч. 3 252 3 198 2 440 1 019 –57 178 185 –3
бесшовные трубы, в т.ч. 2 004 2 014 –1 227 361 –37 178 185 –3
бесшовные трубы OCTG 1 108 1 128 –2 218 317 –31
сварные трубы, в т.ч. 1 249 1 184 5 213 658 –68
трубы большого диаметра 636 468 36